5 типов ума и что такое Раджа-йога

Раджа переводится как царская. Раджа-йога это царская йога. Она направлена на овладение способами контроля ума. И древний мудрец Патанджали рассказывает о Раджа-йоге в своих йога сутрах. По-другому эта йога называется Аштанга-йога, или «восьмиступенчатая йога».

Напомню, что эти 8 ступеней:
 
Яма – ограничения в поведении относительно других;
Нияма – предписания в отношении себя;
Асаны – физические упражнении;
Пранаяма – контроль энергии;
Пратьяхара – способность управлять чувствами;
Дхарана – способность концентрировать свой ум;
Дхьяна – успокоение ума;
Самадхи – выход за пределы, трансценденция.
 
Также в раджа-йоге рассматривается 5 типов ума:
1. Кшитта – обеспокоенное состояние ума;
2. Мудха – состояние неведения;
3. Викшипта – отвлечённый ум;
4. Экагра – однонаправленный ум;
5. Ниродха – абсолютно концентрированное сознание.
 
Как понять состояния «экагра» и «ниродха»? Здесь вам могут помочь метафоры:
 
Экагра
Попробуйте подуть на струю воды. Когда вы это делаете, то поток воды отклоняется. Так и ваш ум под влиянием внешних отвлечений будет отклоняться.
 
Ниродха
Если дуть на поток масла, то поток не прервётся, только чуть отклонится в сторону, потому что масло более вязкое. Так и ваш ум не теряет своей однонаправленности под влиянием внешних воздействий.
 
 

 

Вопросы (комментарии):

  • перевод Загуменнова, Самадхи пада { 12/17/2018 }  Слово "йога" означает сосредоточенность (самадхи). Это свойство присуще всем уровням психики (читта-бхуми). Таких уровней, или состояний – пять. Первое, в котором доминирует раджас, обозначается термином "кшипта" ("разбросанное"). Оно характеризуется беспорядочной активностью ума, постоянным перебеганием мысли с объекта на объект. Благодаря сильной зависти или злобе ум может иногда сосредоточиться, но такое сосредоточение не имеет отношения к йоге, как к пути духовного развития. Второе состояние (мудха) противоположно первому, в нем доминирует тамас – ум характеризуется пассивностью, инертностью, тупостью, отсутствием ясности сознания, неспособностью к размышлению о духовных объектах. Ум, сосредоточенный на вещах, богатстве и т.п., – пример такого состояния психики. В третьем состоянии (викшипта) ум достигает иногда относительно глубокого сосредоточения на духовных принципах, но в целом все же преобладает качество несосредоточенности. В четвертом (экагра) ум глубоко и полностью сосредоточен на одном объекте, в нем преобладает саттва, высшее проявление пракрити. В пятом (нируддха) ум перестает функционировать.

    [ответить]

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта